Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Зиновьев А. "Осень", хоровая аннотация

 

                                                 Музыкально-теоретический анализ.             

 

Жанр произведения—хоровая миниатюра.

Форма  простая  двухчастная.

Первая часть состоит из двух предложений  не повторного строения: а+в (4 +4 тт) ,

Вторая часть состоит также из двух предложений : с+d (4+4 тт)

 

Произведение делится на два куплета, каждый из которых повествует о разном, но, тем не менее, связанным между собой по смыслу. Чётких граней между предложениями  нет, они как бы  сглажены  за счёт зыбкости  гармонического содержания.

 

Склад письма – смешанный ,  полифонический в первой части (с 1 по 8 тт), вторая часть гомофонно – гармоническая (в 9-10 т ). Несимметричность и переменность  размера   придают  музыке ощущение неопределённости.

 

Фактура в произведении различается. И это очень хорошо видно на границе 1-й и 2-й частей (переход с полифонического склада на гомофонно-гармонический)  .  Всё произведение заканчивается унисоном трёх партий (S , А, Т ).

   

 

Тематический  анализ

 

Мелодическая  линия  в произведении  очень  кантиленная, напевная, по настроению лирическая , но она постоянно  переходит от одного голоса к другому, как бы  наблюдается  «волнообразное движение » .Это движение в мелодической линии  сочетает  в себе и повтор  одного  звука  (партия сопрано) в  первом  предложении ,  и плавное  поступенное  движение , и ходы на  интервалы (на квинту)  в восходящем  и  нисходящем  движении. Произведение начинается с простейшего вида мелодического движения –повтора в партии С1 ноты ре , далее следует гармоническое заполнение –вступление в h-moll   А1,А2,Т в 1такте и сама тема-мелодия в партии С2 .  В 5-м такте мелодия переходит в партию С1 и Т, и только в 6-м такте вступают басы. Предыдущие предложения без поддержки басовой партии придают музыкальному звучанию  ощущение неопределённости , «зыбкости». Со второй части мелодия переходит в партию теноров. Женский хор гармонично поддерживает (V I cт) тему. В партии басов в это время пауза на протяжении 4-х тактов. Отсутствие  «опоры» в виде низких мужских голосов создаёт атмосферу неустойчивости, безысходности. В 13-14 тактах наступает кульминация всего произведения и заканчивается унисоном трёх партий (S , A , T) , подчёркивая тем самым общую безысходность и угасание природы.

 

Тональный план

Произведение написано в тональности h-moll .В первой части преобладают отклонения в тональность доминанты , в тональность параллельного мажора –

D-dur , причём отклонение в D-dur даёт светлую окраску звучанию произведения ,

   

Сочетается по смыслу с текстом : («Короче становился день») ,и далее хроматизмы (повышенные IV ступень в альтах и VII в тенорах) могут рассматриватся как дважды гармонический минор (доминантовый лад, ), подчёркивающий прозрачность  осеннего воздуха и вместе с тем трагичную мужественность угасающей природы: ( «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась»).

  

Но не надолго и возвращается в h-moll ,но на Т 64 неустойчиво ,как бы подчёркивает слитность двух частей.

  

Вторая часть  начинается с G-dur трезвучия в женском хоре ,который поддерживает тему-мелодию проходящую в партии Теноров в тональности h-moll. Встречается явление  политональности  на грани  двух  частей. Особенную диссонантность гармонии  придают  секундовые звучания , пустые интервалы (кварты) , ритмические задержания. В всём произведении

сохраняется гармоническая формула-Т, S , D .

     

Метроритмика

Ритм . Первые две строфы ритмически одинаковы. С художественной точки зрения это можно трактовать как некую безысходность, неотвратимость, а также и постепенное , спокойное угасание всех природных процессов, как завершение всего жизненного круга. Можно отметить , что большое внимание уделяется ровным восьмым и четвертным нотам с точкой . Восьмые ноты являются основой ритмического движения.

 

Размер. 

 Произведение построено на переменном размере: основной размер 5/4 .Такой размер придаёт музыке округлённость ,  мягкость., также размер связан с более широким  мелодическим дыханием, кантиленным , напевным характером.

  

Темп.

Темп всего произведения довольно медленный (широко- largo ,0 = 58-60) ,сохраняется на протяжении всего произведения . Это позволяет  представить картины , которые описываются в стихах и пережить чувство одиночества, пустоты , отречённости . Задуматься и вслушаться в природу и в самого себя.

 

Агогика. На грани первой и второй частей композитор обозначил фермату . Музыкально это выражено в остановке на  Т 64 . Фермата является 

агогическим выразительным средством - показывает остановку в музыке (8 такт) и служит подготовкой к началу следующей части.

 

Голосоведение.

Поступенное и плавное голосоведение соответствует характеру и художественному замыслу произведения .Скачок в теме –мелодии на квинту несколько подчёркивает смысл текста : создаёт состояние покоя и созерцательности.

 

 

Динамика .  Динамика достаточно ровная , почти не изменяется (рр , р ,mp ), лишь в конце в кульминации небольшой «всплеск» до mf , который сразу же переходит в рр.

   

Вокально-хоровой анализ

Тип хора: смешанный

Вид хора: четырёхголосный  . ( С , А , Т , Б ) , (с эпизодическим разделением голосов -divisi) в сопрано и альтах.

Диапазон хоровых партий:

 

  

Диапазон всего хора: от си большой октавы до фа диеза второй октавы.

Тесситура в произведении средняя, правда есть небольшое тесситурное неудобство у сопран в 14-15 тактах в конце произведения (ре 1-й и си малой октав) ,поэтому неравноценность тесситурных соотношений голосов хоровой партитуры может повлечь за собой задачу искусственного  динамического «выравнивания»  созвучий ,но  динамика проставленная в конце (рр) уже не требует динамического «выравнивания».

 

Хоровой ансамбль.

 

Ансамбль динамический естественный, так как тесситурные условия голосов  равномерны.

 

Ансамбль фактур изложения:

Роль отдельных  хоровых  партий не одинакова . В первой части полифонического склада  рекомендуется хоровой аккомпанемент исполнять одним нюансом ниже солирующего голоса (2-3 такт , 4-5 партия С 2 ) , (5-6 такты проведение темы в С1 и Т), (6-7-8 такты партия баса) .

Во второй части  проведение темы у Теноров (mf) на фоне женского хора на (mp ), требует более яркого исполнения  , напряжения добавляют звучания секунд , а также пустые кварты в окончании предложения.

 

Метро-ритмический ансамбль  .Трудности метро-ритмического ансамбля заключаются  в  отличии партий между собой . Полифонический склад письма в первой части подразумевает разное ритмическое и вокальное произношение отдельных партий, отдельных слов.  

 

 

Темповый и агогический ансамбль.

Темп сохраняется на протяжении всего произведения один (широко -largo). На границе двух частей выставлена фермата , которая является агогическим выразительным средством, поэтому допускается изменение в темпе (задержка на фермате) , но при условии сохранения темпа в целом, не разрывая художественную ткань произведения.

 

Звуковой  объём хоровых партий небольшой (рр –р-mf) , мягкая атака звука ,характер звука при исполнении прикрытый , округлый , способ звукоизвлечения –legato на протяжении всего произведения.

 

К техническим сложностям  можно отнести четкое пропевание секунд, а также чистое интонирование на хроматических ходах («Лесов таинственная сень…»).

Точное исполнение пустых интервалов («Караван тянулся к югу…»)- нисходящее движение по квартам .

В самом конце произведения («Стоял ноябрь уж у двора…») очень важно  «сойтись » всему хору в унисон после яркой , эмоционально и музыкально, кульминации в широком расположении. Кроме этого , определённого рода сложностью является подтекстовка.

 

 

Дирижерские трудности :

Передать с помощью  небольшого и мягкого жеста на legato образ осени, ее увядающей красоты. Основные дирижёрские трудности: маленькая амплитуда жеста, работает кисть, показ вступления басов в 6-м такте,фермата, более активный жест при подходе к кульминации и сразу же резкое уменьшение жеста на рр.

В этом хоровом произведении музыка гармонично сочетается с литературным текстом. Как слова , так и звуки передают описание чего-то возвышенного, прекрасного , с другой – то , что знакомо и близко каждому.Очень хорошо сочетается текст и динамические оттенки. Разучивая  и исполняя это произведение хор приобретает очень важные качества : аккуратный собранный звук , мягкое и плавное звуковедение  , пропевание гармонических сочетаний в партиях. Дирижёр так же приобретает важные качества: умение держать хор на рр , умение показать жестом вступление  различных партий . Это произведение может научить контролю над хором поющим на рр и главное правильному выражению  и показу идеи произведения, его характера.

 

 

                          Ниже приводится список сочинений А. В. Зиновьева

          Песни, романсы, хоры на стихи С.Есенина

«И он пришёл»

«Мир тебе – деревянный дом»

«Эх вы, сани»

«Слышишь – мчатся сани»

«Сыпь, Тальянка»

«Дайте редину мою»

«Спит ковыль»

«Письмо матери»

«Я иду долиной»

«Я помню»

«Отойди»

«Вечер»

«Край ты мой родной»

                                

                                           Хоры и романсы на стихи Кондратковской  

«Тишина»

«Весенний наигрыш»

«Пурга»

«Я жду»

«Скорость»

                                             Хоры и романсы на стихи других поэтов  

«Ленинские строки» на сл. Машковцева, «Мир и радость вам, живущие», сл.Кулиева, «Натали» на сл. Дементьева, «Не могу я жить в покое» сл. К.Маркса (посвящено Б.Б.баранову) , «Бабушка» на сл. Фирсова, «Я тебе Россию завещаю» сл. Машковцева, «Широкие дороги» сл. Кравчука , «Как увижу тебя» сл. Зиновьева, «В траве» сл. Северянина , «Я глядел в озеро» сл. Исаковского , «Широки поля над Сталинградом» сл. Долматовского , «Вечерело небо синее» сл. Харитонова , «Октябрьские зори» сл. Фирсова, «Салют победы» сл. Поликанова, «Красный галстук » сл. Высотской , «Ветераны» сл. Матусовского, «Осень » сл. Пушкина, «Калуга-космос» сл. Третьякова , «Затопила Груня баню» сл. Народные.

                                                      

                                                Переложения , обработки:

«Баркарола» Шуберта

«Там вдали за рекой» Косля

«Ростбиф старой Англии» Левериджа

 

 

 

«Две курицы» русская народная песня

«Соловей кукушку уговаривал» русская народная песня

«Любимый мой » Гершвин

«Дым» Керна

«Уланы,уланы» польские народные песни в пер.Кондратковской

«По Дону гуляет» русская народная песня

«Путь в горах» болгарская народная песня

«Пылают розы» австрийская народная песня

«Усы» русская народная песня

 «Во субботу,в день ненастный » пермская

«Сама садик я садила»

«Ехал мужик в сторону» р.н.п.

«На горочке- на горе»

«Подай балалайку»

«Перика» мексиканская народная песня

«С дальнего ранчо» аргентинская народная песня

«Заклинание » Шапорин

 

 

 

                       Не знает человек, сколько ему отмерено жизни,

                       Не умеет продлевать её по своему усмотрению.

                       Но что человек может и должен – это оставить

                       По себе добрую память – своей ли жизнью,

                       Своим ли делом , детьми , учениками – последователями.

      

 

                                    Андрею Вячеславовичу это удалось!

 

Назад

Хоровые аннотации