Зиновьев А. "Осень", хоровая аннотация
Музыкально-теоретический анализ.
Жанр произведения—хоровая миниатюра.
Форма простая двухчастная.
Первая часть состоит из двух предложений не повторного строения: а+в (4 +4 тт) ,
Вторая часть состоит также из двух предложений : с+d (4+4 тт)
Произведение делится на два куплета, каждый из которых повествует о разном, но, тем не менее, связанным между собой по смыслу. Чётких граней между предложениями нет, они как бы сглажены за счёт зыбкости гармонического содержания.
Склад письма – смешанный , полифонический в первой части (с 1 по 8 тт), вторая часть гомофонно – гармоническая (в 9-10 т ). Несимметричность и переменность размера придают музыке ощущение неопределённости.
Фактура в произведении различается. И это очень хорошо видно на границе 1-й и 2-й частей (переход с полифонического склада на гомофонно-гармонический) . Всё произведение заканчивается унисоном трёх партий (S , А, Т ).
Тематический анализ
Мелодическая линия в произведении очень кантиленная, напевная, по настроению лирическая , но она постоянно переходит от одного голоса к другому, как бы наблюдается «волнообразное движение » .Это движение в мелодической линии сочетает в себе и повтор одного звука (партия сопрано) в первом предложении , и плавное поступенное движение , и ходы на интервалы (на квинту) в восходящем и нисходящем движении. Произведение начинается с простейшего вида мелодического движения –повтора в партии С1 ноты ре , далее следует гармоническое заполнение –вступление в h-moll А1,А2,Т в 1такте и сама тема-мелодия в партии С2 . В 5-м такте мелодия переходит в партию С1 и Т, и только в 6-м такте вступают басы. Предыдущие предложения без поддержки басовой партии придают музыкальному звучанию ощущение неопределённости , «зыбкости». Со второй части мелодия переходит в партию теноров. Женский хор гармонично поддерживает (V I cт) тему. В партии басов в это время пауза на протяжении 4-х тактов. Отсутствие «опоры» в виде низких мужских голосов создаёт атмосферу неустойчивости, безысходности. В 13-14 тактах наступает кульминация всего произведения и заканчивается унисоном трёх партий (S , A , T) , подчёркивая тем самым общую безысходность и угасание природы.
Тональный план
Произведение написано в тональности h-moll .В первой части преобладают отклонения в тональность доминанты , в тональность параллельного мажора –
D-dur , причём отклонение в D-dur даёт светлую окраску звучанию произведения ,
Сочетается по смыслу с текстом : («Короче становился день») ,и далее хроматизмы (повышенные IV ступень в альтах и VII в тенорах) могут рассматриватся как дважды гармонический минор (доминантовый лад, ), подчёркивающий прозрачность осеннего воздуха и вместе с тем трагичную мужественность угасающей природы: ( «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась»).
Но не надолго и возвращается в h-moll ,но на Т 64 неустойчиво ,как бы подчёркивает слитность двух частей.
Вторая часть начинается с G-dur трезвучия в женском хоре ,который поддерживает тему-мелодию проходящую в партии Теноров в тональности h-moll. Встречается явление политональности на грани двух частей. Особенную диссонантность гармонии придают секундовые звучания , пустые интервалы (кварты) , ритмические задержания. В всём произведении
сохраняется гармоническая формула-Т, S , D .
Метроритмика
Ритм . Первые две строфы ритмически одинаковы. С художественной точки зрения это можно трактовать как некую безысходность, неотвратимость, а также и постепенное , спокойное угасание всех природных процессов, как завершение всего жизненного круга. Можно отметить , что большое внимание уделяется ровным восьмым и четвертным нотам с точкой . Восьмые ноты являются основой ритмического движения.
Размер.
Произведение построено на переменном размере: основной размер 5/4 .Такой размер придаёт музыке округлённость , мягкость., также размер связан с более широким мелодическим дыханием, кантиленным , напевным характером.
Темп.
Темп всего произведения довольно медленный (широко- largo ,0 = 58-60) ,сохраняется на протяжении всего произведения . Это позволяет представить картины , которые описываются в стихах и пережить чувство одиночества, пустоты , отречённости . Задуматься и вслушаться в природу и в самого себя.
Агогика. На грани первой и второй частей композитор обозначил фермату . Музыкально это выражено в остановке на Т 64 . Фермата является
агогическим выразительным средством - показывает остановку в музыке (8 такт) и служит подготовкой к началу следующей части.
Голосоведение.
Поступенное и плавное голосоведение соответствует характеру и художественному замыслу произведения .Скачок в теме –мелодии на квинту несколько подчёркивает смысл текста : создаёт состояние покоя и созерцательности.
Динамика . Динамика достаточно ровная , почти не изменяется (рр , р ,mp ), лишь в конце в кульминации небольшой «всплеск» до mf , который сразу же переходит в рр.
Вокально-хоровой анализ
Тип хора: смешанный
Вид хора: четырёхголосный . ( С , А , Т , Б ) , (с эпизодическим разделением голосов -divisi) в сопрано и альтах.
Диапазон хоровых партий:
Диапазон всего хора: от си большой октавы до фа диеза второй октавы.
Тесситура в произведении средняя, правда есть небольшое тесситурное неудобство у сопран в 14-15 тактах в конце произведения (ре 1-й и си малой октав) ,поэтому неравноценность тесситурных соотношений голосов хоровой партитуры может повлечь за собой задачу искусственного динамического «выравнивания» созвучий ,но динамика проставленная в конце (рр) уже не требует динамического «выравнивания».
Хоровой ансамбль.
Ансамбль динамический естественный, так как тесситурные условия голосов равномерны.
Ансамбль фактур изложения:
Роль отдельных хоровых партий не одинакова . В первой части полифонического склада рекомендуется хоровой аккомпанемент исполнять одним нюансом ниже солирующего голоса (2-3 такт , 4-5 партия С 2 ) , (5-6 такты проведение темы в С1 и Т), (6-7-8 такты партия баса) .
Во второй части проведение темы у Теноров (mf) на фоне женского хора на (mp ), требует более яркого исполнения , напряжения добавляют звучания секунд , а также пустые кварты в окончании предложения.
Метро-ритмический ансамбль .Трудности метро-ритмического ансамбля заключаются в отличии партий между собой . Полифонический склад письма в первой части подразумевает разное ритмическое и вокальное произношение отдельных партий, отдельных слов.
Темповый и агогический ансамбль.
Темп сохраняется на протяжении всего произведения один (широко -largo). На границе двух частей выставлена фермата , которая является агогическим выразительным средством, поэтому допускается изменение в темпе (задержка на фермате) , но при условии сохранения темпа в целом, не разрывая художественную ткань произведения.
Звуковой объём хоровых партий небольшой (рр –р-mf) , мягкая атака звука ,характер звука при исполнении прикрытый , округлый , способ звукоизвлечения –legato на протяжении всего произведения.
К техническим сложностям можно отнести четкое пропевание секунд, а также чистое интонирование на хроматических ходах («Лесов таинственная сень…»).
Точное исполнение пустых интервалов («Караван тянулся к югу…»)- нисходящее движение по квартам .
В самом конце произведения («Стоял ноябрь уж у двора…») очень важно «сойтись » всему хору в унисон после яркой , эмоционально и музыкально, кульминации в широком расположении. Кроме этого , определённого рода сложностью является подтекстовка.
Дирижерские трудности :
Передать с помощью небольшого и мягкого жеста на legato образ осени, ее увядающей красоты. Основные дирижёрские трудности: маленькая амплитуда жеста, работает кисть, показ вступления басов в 6-м такте,фермата, более активный жест при подходе к кульминации и сразу же резкое уменьшение жеста на рр.
В этом хоровом произведении музыка гармонично сочетается с литературным текстом. Как слова , так и звуки передают описание чего-то возвышенного, прекрасного , с другой – то , что знакомо и близко каждому.Очень хорошо сочетается текст и динамические оттенки. Разучивая и исполняя это произведение хор приобретает очень важные качества : аккуратный собранный звук , мягкое и плавное звуковедение , пропевание гармонических сочетаний в партиях. Дирижёр так же приобретает важные качества: умение держать хор на рр , умение показать жестом вступление различных партий . Это произведение может научить контролю над хором поющим на рр и главное правильному выражению и показу идеи произведения, его характера.
Ниже приводится список сочинений А. В. Зиновьева
Песни, романсы, хоры на стихи С.Есенина
«И он пришёл»
«Мир тебе – деревянный дом»
«Эх вы, сани»
«Слышишь – мчатся сани»
«Сыпь, Тальянка»
«Дайте редину мою»
«Спит ковыль»
«Письмо матери»
«Я иду долиной»
«Я помню»
«Отойди»
«Вечер»
«Край ты мой родной»
Хоры и романсы на стихи Кондратковской
«Тишина»
«Весенний наигрыш»
«Пурга»
«Я жду»
«Скорость»
Хоры и романсы на стихи других поэтов
«Ленинские строки» на сл. Машковцева, «Мир и радость вам, живущие», сл.Кулиева, «Натали» на сл. Дементьева, «Не могу я жить в покое» сл. К.Маркса (посвящено Б.Б.баранову) , «Бабушка» на сл. Фирсова, «Я тебе Россию завещаю» сл. Машковцева, «Широкие дороги» сл. Кравчука , «Как увижу тебя» сл. Зиновьева, «В траве» сл. Северянина , «Я глядел в озеро» сл. Исаковского , «Широки поля над Сталинградом» сл. Долматовского , «Вечерело небо синее» сл. Харитонова , «Октябрьские зори» сл. Фирсова, «Салют победы» сл. Поликанова, «Красный галстук » сл. Высотской , «Ветераны» сл. Матусовского, «Осень » сл. Пушкина, «Калуга-космос» сл. Третьякова , «Затопила Груня баню» сл. Народные.
Переложения , обработки:
«Баркарола» Шуберта
«Там вдали за рекой» Косля
«Ростбиф старой Англии» Левериджа
«Две курицы» русская народная песня
«Соловей кукушку уговаривал» русская народная песня
«Любимый мой » Гершвин
«Дым» Керна
«Уланы,уланы» польские народные песни в пер.Кондратковской
«По Дону гуляет» русская народная песня
«Путь в горах» болгарская народная песня
«Пылают розы» австрийская народная песня
«Усы» русская народная песня
«Во субботу,в день ненастный » пермская
«Сама садик я садила»
«Ехал мужик в сторону» р.н.п.
«На горочке- на горе»
«Подай балалайку»
«Перика» мексиканская народная песня
«С дальнего ранчо» аргентинская народная песня
«Заклинание » Шапорин
Не знает человек, сколько ему отмерено жизни,
Не умеет продлевать её по своему усмотрению.
Но что человек может и должен – это оставить
По себе добрую память – своей ли жизнью,
Своим ли делом , детьми , учениками – последователями.
Андрею Вячеславовичу это удалось!