Ф.Пуленк "Прекрасная и похожая", хоровая аннотация
(с нотными примерами)
Дар мелодиста композитор ярко проявил в хорах aˈcappella.
Ярким примером может послужит произведение, написанное на стихи П. Элюара,
«Прекрасная и похожая». Это произведение входит в цикл , состоящий из 7 хоров для смешанных
голосов без сопровождения на стихи Г. Аполлинера и П. Элюара. Цикл включает в себя следующие
хоры:
1. «Белый снег» на сл. Г. Аполлинера
2. «Грусть» на сл.П.Элюара
3. «Встреча» на сл. П.Элюара
4. «Все это ты!» на сл. П.Элюара
5. «Прекрасная и похожая» на сл. П.Элюара
6. «Мари» на сл. Г. Аполлинера
7. «Свети!» на сл. П.Элюара
В хоре «Прекрасная и похожая» заложен философский смысл. Здесь проходят сразу две линии:
линия одиночества и линия времени. Произведение похоже на монолог, в котором автор рассуждает
о жизни- идет ее переосмысление. Пуленк, как художник, более полнее раскрыл стихотворение.
Не даром в одном из писем к Пуленку Поль Элюар начинает со стихотворения, обращенного к
композитору. В нем есть такие слова:
« Франсис, был глухим я к себе
Франсис, тебе я обязан
Что себя я услышал в тебе.»
Из этого можно сделать вывод, что композитору удалось достичь полного слияния музыки и поэзии.
Исходя из смысла литературного текста, композитор использует простую трехчастную форму с
синтезированной репризой. Первая часть написана в строфичной форме, соответствующим первым
пяти строкам. Вторая часть представляет собой построение из трех предложений (3т+2т+3т) и
третья часть- заключение из восьми тактов (2т+3т+3т). В третьей части содержится философский
вывод, заключающий в себе смысл произведения: «Все погаснет. Как листья дни летят… Ты уйдешь…
все умчат года».
Тихая динамика, спокойный темп Tranquillo molto ( =56 ) вводят нас в то задумчивое состояние,
в которое был погружен поэт. Тональность f-moll также способствует раскрытию образа.
Нужно заметить как образно черезмелодию композитор раскрывает образы: голый дождь,
портрет увяданья.
В первой строфе за счет октавного унисона и восходящего хода мелодии в партиях А и Б, можно
почувствовать опустошённость человеческой души. Вторая строфа построена на нисходящем
октавном движении партий S и T. Обе фразы двигаются в поступенном движении по звукам диатоники
и с опеванием квинты тоники. Остановка каждой фразы на V ступени лада придает щемящий трепет
словам. Употребление мелодического минора во следующей фразе с выдержанным квинтовым звуком
придает дополнительную остроту интонации. Образ осени, живущий в последних двух строчках,
знаменуются ушедшим, увядающим временем. Как бы все закончилось и пути назад нет. Снова фраза
заканчивается на доминанте f-moll, но уже утверждающе.
Первая часть богата различными нюансами, которые помогают композитору раскрыть образ.
Во- первых присутствуют подвижная динамика от «p» до « f» с «crescendo» и «diminuendo».
Интересна смена звуковедения: в первых трех фразах композитор использует «Legato e dolce»
(связанно, нежно); на четвертой фразе употребляет «poco marcato» (немного подчеркивая),
то есть композитор хочет подчеркнуть смысл слов : наступление осени и разрушение надежд.